Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чимароза доменико

Энциклопедический словарь

Чимаро́за Доменико (Cimarosa) (1749-1801), итальянский композитор, клавесинист, скрипач, певец. В 1787-91 работал в Санкт-Петербурге. Мастер оперы-буффа (свыше 70, в том числе лучшая - «Тайный брак», 1792). Оперы-сериа «Горации и Куриации» (1796) и др.

* * *

ЧИМАРОЗА Доменико - ЧИМАРО́ЗА (Cimarosa) Доменико (1749-1801), итальянский композитор, клавесинист, скрипач, певец. В 1787-91 работал в Санкт-Петербурге. Мастер оперы-буфф: «Тайный брак» (1792). Оперы-сериа («Горации и Куриации», 1796) и др.

Энциклопедия Кольера

ЧИМАРОЗА Доменико (Cimarosa, Domenico)

ДОМЕНИКО ЧИМАРОЗА

ДОМЕНИКО ЧИМАРОЗА

(1749-1801), итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в консерваторию "Санта Мария ди Лорето" (старейшую из четырех прославленных неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы умерла в 1796, подарив ему сына Паоло. Первая опера Чимарозы Причуды графа (Le stravaganze del conte) была поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы. В 1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного капельмейстера (сменив А. Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера Чимарозы Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792). В 1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн. Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти послали специального врача для составления официального отчета о смерти композитора. В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах. Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра - введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

ЛИТЕРАТУРА

Крунтяева Т. Д. Чимароза. - В кн.: Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII в. Л., 1981

Гуманитарный словарь

ЧИМАРО́ЗА Доменико (1749-1801) - итал. композитор. Сын каменщика, учился в монастырской школе для бедных в Неаполе. Редкие муз. способности позволили Ч. окончить коне. "Санта-Мария ди Лорето" (1761-72). В 1787 Ч. приглашен на место капельмейстера итал. оперы в Петербурге. Для придворн. т-ра Ч. написал оперы: "Дева солнца" (1788), "Клеопатра" (1789) и др. соч. По окончании контракта (1791) Ч. некрое время служил при Венском дворе (1791-92), где сочинил лучшую из своих опер "Тайный брак" (1792).

На рус. сценах долгое время ставились оперы Ч. "Клеопатра" и "Горации и Куриации" (1796). Опера "Тайный брак" сохранилась в репертуарах до наст. времени.

Полезные сервисы